вторник, 9 февраля 2010 г.

ЗГА (ZGA). Немного истории (биография)




"Петербург - город совершенно не пригодный
для нормальной человеческой жизни ввиду его
огромности, нелепости, климата, экологии,
грязи и прочего. Это обстоятельство стимулирует
творческую активность. То есть, поскольку
жить в этом городе невозможно, то чтобы не быть
подавленным этим монстром,
приходится все время что-то делать,
сочинять, изобретать и т.п."
Н. Судник

В этот раз я хочу вам поведать о легендарном проекте, носящем имя ЗГА. Образовавшаяся в перестроечные времена музыкальная формация искала некое новое звучание, ориентируясь при этом на таких метров авант-рока, как Fred Frith и Chris Cutler. Шумовые эксперименты сочетались с фри-джазом, элементами краут-рока и авангардной музыкой. Все это было настолько ново и необычно для советской аудитории того времени, что название группы постоянно находилось на слуху. К сожалению, с распадом СССР интерес к проекту упал, что и не удивительно.
Однако, группа продолжает существовать и оказывать влияние на современную андерграундную культуру.

Группа ЗГА была образована в марте 1984 года в городе Рига двумя музыкантами: будущим бессменным лидером проекта Николаем Судником и гитаристом Валерием Дудкиным. Чуть позже к новообразованному проекту присоединились Михаил Юденич, Александр Жилин, Вадим Петренко, Эмилия и Ева Молнчановы.
Первая виниловая пластинка группы выходит в 1989 году в Англии на лейбле ReRecommended Records, созданном знаменитым авант-рокером и экспериментатором Крисом Катлером. Позже на этом же лейбле издаются и некоторые другие релизы группы. Год спустя ЗГА становится довольно знаменита, так что BBC даже снимает фильм о ней.
В 1990 году ЗГА записывает новый материал на студии в Риге и начинает выступать на зарубежных фестивалях в Канаде, Австрии, Швеции и Германии.
В 1991 году Николай Судник получил приглашение от Фонда Свободная Культура и перебрался в Ленинград.
В 1994 году умирает один из участников коллектива, Александр Жилин, после чего, по словам Ника Судника, ЗГА преобразовывается из группы в проект, который вступает в сотрудничество со многими музыкантами.
1999 год становится поистине знаменательным в истории отечественной авангардной и экспериментальной музыки. Создается так называемая «Галерея экспериментального звука» или же ГЭЗ-21. Арт-директором становится Николай Судник. Первоначальной задумкой сего проекта было создание среды для работы музыкантов, однако, позже ГЭЗ-21 становится и концертным залом, и арт-клубом.
В это же время Ник Судник начинает сотрудничать с Инженерным театром АХЕ и пишет музыку для спектаклей "Пух и Прах", "Белая кабина", "Мокрая Свадьба", "Сине Локо" и других.
Также музыкант принимает участие в проекте Vetrophonia, созданном вместе с Александром Лебедевым-Фронтовым, известным в пост-индустриальной среде по таким проектам, как Linija Mass, T.A.U., Stalnoy Pakt и некоторым другим.
Ник Судник так же сотрудничает с различными художниками и музыкантами, в том числе и со знаменитым Сергеем Курехиным.
В 2000 году в состав проекта ЗГА приходят музыканты Екатерина Федорова и Рамиль Шамсутдинов, играющие на барабанах и тромбоне соответственно.
В 2005 году на лейбле Длинные Руки был выпущен диск Delikatessen, ставший результатом совместной работы Ника Судника с Вячеславом Гайворонским. Один из последних его проектов, носящий название ФИГС (2006), объединил Екатерину Федорову (ИваНова, ЗГА), Алексея Иванова (СКА, Надо Подумать) и Маркуса Гудвина (The Noise of Time).
В 2007 году в память о Николае Дмитриеве - легендарном директоре и вдохновителе КЦ Дом, чьей давней идеей было объединить ЗГА с ансамблем академической музыки OPUS POSTH, была написана программа Carmina Moriturorum. Одноименный альбом был выпущен осенью того же года на лейбле Wooden Head.
28 февраля 2008 года Carmina Moriturorum была представлена в другом составе, партии оркестра переложены для аккордеона и скрипки.

Ну и подведем итоги. На данный момент, включая дискографию самой группы ЗГА, сольные альбомы Ника Судника и многочисленные совместные пластинки и сайд-проекты участников, насчитывается несколько десятков релизов, столь разных и не похожих друг на друга, внесших огромный вклад в развитие авангардной музыки на территории бывшего СССР.
Вдобавок, как я уже писал, был создан ГЭЗ-21, ставший плацдармом для развития множества экспериментальных проектов, со своей уникальной философией и культурой.
И на этом история проекта не заканчивается.
Мы продолжаем следить за новостями от группы.
Благодарю за внимание, и слушайте музыку, господа.


Примечание: статейка основана на переработанных материалах, представленных на официальном сайте группы, в некоторых интервью, обзорах и различных статьях.

Комментариев нет:

Отправить комментарий